Учебное занятие по риторике «Спор».
Цель: научить грамотно строить речевую ситуацию «спор».
Задачи: - дать понятие о речевой ситуации;
- научить грамотно вести спор-диалог;
- научить работать с разными видами словарей, находить в них нужную информацию;
- отработать логопедическое упражнение для дикции;
- воспитать умение правильно выходить из конфликтной ситуации.
Ход занятия
У. – Здравствуйте, ребята! Садитесь! Меня зовут Ксения Сергеевна. Сегодня мы будем заниматься риторикой. Желаю вам приятного общения потому что риторика – наука, которая учит нас общению. А чтобы общаться, нам необходимо говорить чётко, так, чтобы нас понимали. Для этого мы сделаем зарядку для языка.
Сказка о Веселом Язычке
Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У него был домик с одним окошком. Однажды утром язычок выглянул в окошко, чтобы посмотреть, какая на улице погода. На улице было тепло, и язычок пошёл на качели. Высоко раскачивался язычок. Но вдруг пошёл дождь, и язычок побежал домой. Решил язычок сделать уборку: вымел пол, вымыл потолок, вымел в правом углу, вымел в левом углу. Устал. Сел пить чай с вафельными трубочками. Чай был очень горячий. Давайте поможем язычку остудить чай. Это упражнение подняло нам настроение. Сегодня на уроке нам очень понадобится хорошее настроение, потому что мы будем говорить о споре, познакомимся с теорией спора, подготовим себя к ведению спора, научимся создавать свой спор, Запишите тему урока в лабораторные листы. Сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок из хорошо известного вам мультфильма «Смешарики».
Просмотр мультфильма.
У.- Перед вами лежит текст диалога смешариков. Можете его использовать для ответов. О чём идет речь в этом отрывке?
О.- Смешарики спорят ….
У.: Перед нами речевая ситуация.
Зачем?
РС
Кто? Кому?
Где? Когда?
Она создаётся участниками в определённом месте, в определённое время, ради чего-то.
У.- Какова основная цель этого спора?
О. - ….
У.- Кто является участниками спора? (Копатыч и Лосяш)
Авторы мультфильма назвали эту серию «Тактика или настрой». Согласны ли вы с этим заголовком?
О.-…
У. – Скажите, какую мысль хотел доказать Копатыч?
О. -…
У. – Мысль, которая требует доказательств, называется (выводится слайд, на котором написано слово «тезис»). Я не буду произносить это слово, потому что я должна это сделать правильно! Где можно узнать, как произносится это слово?
О.- В словаре.
У. – В каком?
О.- В орфоэпическом.
У. –Найдите это слово и произнесите его правильно. Запишите слово и сам тезис (слова Копатыча «Чтобы выиграть, надо хотеть выиграть»)
О. -….
У. –Что первый герой делал для того, чтобы доказать этот тезис?
О. – Он ….
У. – Он приводил аргументы. Что такое аргумент? Посмотрите ЛЗ этого слова в Толковом словаре. Выпишите его в лабораторные листы. (1. Тактика- «ботва», 2. выигрывает тот, кто этого больше хочет.)
У. – Физминутка.
О. -…..
У. -Молодцы! Лосяш предлагает антитезис и приводит контраргументы. Ребята, анти и контр – приставки. Найдите их значения в словаре иностранных слов. Запишите эти слова в таблицу. (Антитезис-«Тактика неправильная», контраргумент- 1. «Тактика, схема и план решают всё», 2. у кого лучше тактика
Есть тезис, антитезис, аргументы, контраргументы. А кто их выдвигает? (Лосяш и Копатыч) Они оппоненты. Найдите правописание этого слова в словаре. Правописание этого слова вы узнаете из орфографического словаря!
О.- ….
Ребята, спор не закончен. Как можно закончить спор? Посовещайтесь друг с другом шёпотом.
1 вариант
Ребята предлагают свои варианты ответа.
У.- Ты предложил формулировку, которая не является ни аргументом, ни антиаргументом! И поэтому, может возникнуть конфликт. Что нужно сделать, чтобы избежать конфликта.
О. – Не переходить на личность.
2 вариант
У. –Молодцы! Никто из вас не совершил бы ошибки и не перешёл на личность. Следовательно, не возник бы конфликт.
У.- А наши герои переходили на личность?
О. –Да. «Ничего ты. Любезный мой, не понимаешь», «это ты ничего не понимаешь».
У.- Значит. Чтобы не возник конфликт, надо соблюдать правила ведения спора. Давайте их сформулируем, опираясь на таблицу.
О. – Приводить конкретные аргументы
- не повышать голос
- не перебивать собеседника.
У. – герои нашего фрагмента соблюдают эти правила?
О. -…
У.-Правильно. Давайте посмотрим, чем закончилась эта история?
У.- Вот такой спор получился у наших героев.
У. Что дальше сделали Копатыч и Лосяш, чтобы убедить друг друга в своей правоте?
О. играли в футбол.
У. К какому выводу пришли герои? (важен и настрой, и тактика – это записать в таблицу). В начале урока мы поставили цели? достигли ли мы их?
О. С каким настроением вы уходите с моего урока? (Показать смайлики)
У. – Ребята, спасибо за урок.
Приложение 1
«Смешарики»
Тактика или настрой.
Копатыч: Чтобы выиграть, надо хотеть выиграть.
Лосяш: Они хотят, но не могут. Тактика неправильная.
Копатыч: Тактика – «ботва». Главное – настрой.
Лосяш: Ха-ха-ха. Сразу видно, что ты ничего, любезный мой, не понимаешь. Тактика, схема и план решают всё.
Копатыч: Это ты ничего не понимаешь. Выигрывает тот, кто этого больше хочет, у кого настрой лучше.
Лосяш: У кого лучше тактика.
Копатыч: Настрой.
Приложение 2
Участники спора
|
|
Герой
|
|
Герой
|
|
Определение
|
Термин
|
Пример
|
Определение
|
Термин
|
Пример
|
Мысль, которая требует доказательств
|
|
|
Мысль, которая требует доказательств
|
|
|
Доказательства мысли
|
|
1.
2.
|
Доказательства мысли
|
|
1.
2.
|
Вывод
|
|
________________________________________________________________
Домашнее задание: Придумать свой спор (2 аргумента, 2 контраргумента) и записать его.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правила ведения спора:
- приводить конкретные аргументы;
- не повышать голос;
- не переходить на личность;
- не перебивать собеседника.
|