Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 14.05.2024, 10:14

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Архиповой Ксении Сергеевны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Урок "Спор"

Учебное занятие по риторике «Спор».

Цель: научить грамотно строить речевую ситуацию «спор».

Задачи: - дать понятие о речевой ситуации;

  • научить грамотно вести спор-диалог;
  • научить работать с разными видами словарей, находить в них нужную информацию;
  • отработать логопедическое упражнение для дикции;
  • воспитать умение правильно выходить из конфликтной ситуации.

Ход занятия

У. – Здравствуйте, ребята! Садитесь! Меня зовут Ксения Сергеевна. Сегодня мы будем заниматься риторикой. Желаю вам приятного общения         потому что риторика – наука, которая учит нас общению. А чтобы общаться, нам необходимо говорить чётко, так, чтобы нас понимали. Для этого мы сделаем зарядку для языка.

Сказка о Веселом Язычке

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У него был домик с одним окошком. Однажды утром язычок выглянул в окошко, чтобы посмотреть, какая на улице погода. На улице было тепло, и язычок пошёл на качели. Высоко раскачивался язычок. Но вдруг пошёл дождь, и язычок побежал домой. Решил язычок сделать уборку: вымел пол, вымыл потолок, вымел в правом углу, вымел в левом углу. Устал. Сел пить чай с вафельными трубочками. Чай был очень горячий. Давайте поможем язычку остудить чай. Это упражнение подняло нам настроение. Сегодня на уроке нам очень понадобится хорошее настроение, потому что мы будем говорить о споре, познакомимся с теорией спора, подготовим себя к ведению спора, научимся создавать свой спор, Запишите тему урока в лабораторные листы. Сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок из хорошо известного вам мультфильма «Смешарики».

Просмотр мультфильма.

У.- Перед вами лежит текст диалога смешариков. Можете его использовать для ответов. О чём идет речь в этом отрывке?

О.- Смешарики спорят ….

У.: Перед нами речевая ситуация.

Зачем?

 

РС

                                                              Кто?                          Кому?

Где?     Когда?

Она создаётся участниками в определённом месте, в определённое время, ради чего-то.

У.- Какова основная цель этого спора?

О. - ….

У.- Кто является участниками спора? (Копатыч и Лосяш)

Авторы мультфильма назвали эту серию «Тактика или настрой». Согласны ли вы с этим заголовком?

О.-…

У. – Скажите, какую мысль хотел доказать Копатыч?

О. -…

У. – Мысль, которая требует доказательств, называется (выводится слайд, на котором написано слово «тезис»). Я не буду произносить это слово, потому что я должна это сделать правильно! Где можно узнать, как произносится это слово?

О.- В словаре.

У. – В каком?

О.- В орфоэпическом.

У. –Найдите это слово и произнесите его правильно. Запишите слово и сам тезис (слова Копатыча «Чтобы выиграть, надо хотеть выиграть»)

О. -….

У. –Что первый герой делал для того, чтобы доказать этот тезис?

О. – Он ….

У. – Он приводил аргументы. Что такое аргумент? Посмотрите ЛЗ этого слова в Толковом словаре. Выпишите его в лабораторные листы. (1. Тактика- «ботва», 2. выигрывает тот, кто этого больше хочет.)

У. – Физминутка.

О. -…..

У. -Молодцы! Лосяш предлагает антитезис и приводит контраргументы. Ребята, анти и контр – приставки. Найдите их значения в словаре иностранных слов. Запишите эти слова в таблицу. (Антитезис-«Тактика неправильная», контраргумент- 1. «Тактика, схема и план решают всё», 2. у кого лучше тактика

Есть тезис, антитезис, аргументы, контраргументы. А кто их выдвигает? (Лосяш и Копатыч) Они оппоненты. Найдите правописание этого слова в словаре. Правописание этого слова вы узнаете из орфографического словаря!

О.-  ….

 

Ребята, спор не закончен. Как можно закончить спор? Посовещайтесь друг с другом шёпотом.

1 вариант

 

Ребята предлагают свои варианты ответа.

У.- Ты предложил формулировку, которая не является ни аргументом, ни антиаргументом! И поэтому, может возникнуть конфликт. Что нужно сделать, чтобы избежать  конфликта.

О. – Не переходить на личность.

 

2 вариант

У. –Молодцы! Никто из вас не совершил бы ошибки и не перешёл на личность. Следовательно, не возник бы конфликт.

 

У.- А наши герои переходили на личность?

О. –Да. «Ничего ты. Любезный мой, не понимаешь», «это ты ничего не понимаешь».

У.- Значит. Чтобы не возник конфликт, надо соблюдать правила ведения спора. Давайте их сформулируем, опираясь на таблицу.

О. – Приводить конкретные аргументы

- не повышать голос

- не перебивать собеседника.

У. – герои нашего фрагмента соблюдают эти правила?

О. -…

У.-Правильно. Давайте посмотрим, чем закончилась эта история?

  •  

У.- Вот такой спор получился у наших героев.

У. Что дальше сделали Копатыч и Лосяш, чтобы убедить друг друга в своей правоте?

О. играли в футбол.

У. К какому выводу пришли герои? (важен и настрой, и тактика – это записать в таблицу). В начале урока мы поставили цели? достигли ли мы их?

О. С каким настроением вы уходите с моего урока? (Показать смайлики)

У. – Ребята, спасибо за урок. 

Приложение 1

«Смешарики»

Тактика или настрой.

Копатыч: Чтобы выиграть, надо хотеть выиграть.

Лосяш: Они хотят, но не могут. Тактика неправильная.

Копатыч: Тактика – «ботва». Главное – настрой.

Лосяш: Ха-ха-ха. Сразу видно, что ты ничего, любезный мой, не понимаешь. Тактика, схема и план решают всё.

Копатыч: Это ты ничего не понимаешь. Выигрывает тот, кто этого больше хочет, у кого настрой лучше.

Лосяш: У кого лучше тактика.

Копатыч: Настрой.

Приложение 2

Участники спора

 

Герой

 

Герой

 

Определение

Термин

Пример

Определение

Термин

Пример

Мысль, которая требует доказательств

 

 

Мысль, которая требует доказательств

 

 

Доказательства мысли

 

1.

 

 

 

 

 

2.

Доказательства мысли

 

1.

 

 

 

 

 

2.

 

Вывод

 

________________________________________________________________

Домашнее задание: Придумать свой спор (2 аргумента, 2 контраргумента) и записать его.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правила ведения спора:

- приводить конкретные аргументы;

- не повышать голос;

- не переходить на личность;

- не перебивать собеседника.

Категория: Мои статьи | Добавил: osipunchik (23.08.2016)
Просмотров: 574 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz