Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 15.05.2024, 02:35

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Архиповой Ксении Сергеевны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Урок "Обращение"

Конспект урока по русскому языку для 5 класса по теме: «Обращение».

Цель: закрепление знаний об обращении.

Задачи: - научить самостоятельно выявлять тему урока;

  • научить конструировать предложения с обращением;
  • научить определять роль обращений в речи;
  • отработать постановку знаков препинания в предложениях с обращением;
  • дать понятие о вежливых словах, их употреблении в речи;
  • развить умение работать индивидульно, в парах, составлять диалог;
  • научить строить связный рассказ-вывод в конце урока.

Ход урока.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Садитесь! Перед вами лабораторные листы.  В первую строку впишите дату: «            »(1 слайд).  А чему будет посвящён наш урок вы узнаете, просмотрев фрагмент из мультфильма и разгадав кроссворд.(2 слайд)

Просмотр фрагмента.

Учитель. Упражнение №1 в лабораторных листах.

Разгадывание кроссворда. Слайд 3.

Вопросы читает учитель, ответы дают ученики сразу и вписывают в кроссворд, на экране появляются слова по очереди, в словах выделены орфограммы.

Чем же нам фрагмент помог?

Учащиеся. В нем есть обращение.

Учитель. А к кому обращается Елисей?

Учащиеся. К ветру.

Учитель. Из какого произведения этот фрагмент?

Учащиеся. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Учитель. А может кто-то и автора назовёт?

Учащиеся. А.С. Пушкин.

 Учитель. И кроссворд, и фрагмент из мультфильма помогли нам определить тему урока. Итак, говорить мы будем об обращении. Запишите тему в лабораторные листы во вторую строку.

Обращение. Слайд 4.

Вы уже знакомы с этим понятием. Сегодня мы: во-первых, вспомним теоретический материал, во-вторых, будем упражняться в конструировании предложений с обращениями, в-третьих, определим роль обращений в речи.

Давайте, ребята, вспомним, что обозначает обращение, т.е. каково его лексическое значение.

Ответы учащихся.

Учитель. Слово или сочетание слов, называющее лицо (иногда предмет), к которому направлена речь, называется обращением. Слайд 5.

Вы знаете об обращении уже достаточно много. Посмотрите на схему, через 1 минуту расшифруйте её и составьте связный рассказ об обращении. 4 положения, каждое  положение проиллюстрируйте примерами из упражнения №2 (4 человека будут отвечать).

Учитель. Итак, мы вспомнили, что такое обращение. А какова роль обращения в речи?

Учащиеся. С помощью обращения мы называем того человека, предмет, к которому обращаемся.

Учитель. При обращении к человеку мы часто используем вежливые слова. Какие?

Учащиеся. Здравствуйте, пожалуйста, до свидания, спасибо, извините, благодарю.

Слайд 6

Слово «пожалуйста» выделяется запятыми всегда.

Учитель. Давайте попробуем посмотреть, насколько мы можем быть вежливыми. Работаем в парах. Составьте диалог и запишите его в лабораторный лист в упражнение №3, используя вежливые слова и обращения (2 реплики: вопрос-ответ)

1 ряд - бабушка, внучка (внучка обращается к бабушке)

2 ряд – мама, дочь (дочь обращается к маме)

3 ряд – доктор, пациент (пациент обращается к доктору)

Учитель проверяет диалог одной пары из каждого ряда.

Учитель. Получилось у нас быть вежливыми?

Учащиеся. Да.

Учитель. И такими мы должны быть всегда. А сейчас мы проведем физкультминутку. Я называю предложение. Если в нём есть вежливое слово, вы выполняете команду, которая есть в предложении, если нет, то не выполняете.

  1. Ребята, встаньте, пожалуйста.
  2. Поднимите руки.
  3. Пожалуйста, вытяните руки вперёд.
  4. Поставьте, пожалуйста, ноги на ширине плеч.
  5. Сделайте одно приседание.
  6. Сделайте наклон головы вперёд  и назад, пожалуйста.
  7. Потрясите кистями рук.
  8. Садитесь, ребята, спасибо.

Учитель. По обращению можно понять, как относится к тебе тот, кто обращается. При обращении к кому-либо мы испытываем различные чувства, эмоции. Какие?

 Учитель закрепляет картинки на доске, а один ученик называет эмоции.

Эти эмоции прослеживаются не только в  сказках, но и баснях. Прочитайте предложения выразительно так, чтобы была видна эмоциональная сторона.

  1. Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок, не видал ли где на свете ты царевны молодой?

А) кто говорил эти слова? Из какой сказки?

Б) какие эмоции он при этом испытывал?

В) найти обращение;

Г) расставить знаки препинания, доказать, что это обращение.

Далее проходит однотипная работа с каждым предложением

  1. Не оставь меня, кум милый,

         Дай ты мне собраться только с силой,

         И до вешних только дней

          Прокорми и обогрей.

  1. Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи, я ль на свете всех милее, всех румяней и белее.
  2. Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. – Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите!
  3. Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло! (как это обращение характеризует героиню?)
  4. Что мне делать, мой конёк, помоги мне, горбунок!

Учитель. Итак, обращения  произносят с различной интонацией: восторга, злости, радости, изумления, волнения. От того, как звучит обращение, во многом зависит успех ситуации. Роль обращений высока.

Ребята, я предлагаю прослушать вам отрывки из письма мальчика. В ваших лабораторных листах есть эти отрывки. Упражнение №5. Попытайтесь определить, из какого произведения этот фрагмент.

 «Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога… Приезжай, милый дедушка, Христом бога тебя молю, возьми меня отсюда... Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай».

Учащиеся. Эти отрывки из рассказа «Ванька». Ванька Жуков- главный герой рассказа, попадает на учение к сапожнику. Устав от постоянных побоев учителя, он пишет письмо дедушке.

Учитель.  Найдите обращения в этих отрывках, докажите, что это обращения, с какими эмоциями обращается Ванька к дедушке, как это обращение характеризует отношение Ваньки к дедушке?

Ответы учащихся

Учитель. Итак, Ванька использовал обращения в своём письме. А где мы можем использовать обращения?

Учащиеся. SMS, электронной почте, на форумах, «Контакте», «Одноклассниках».

Учитель. Мы часто используем обращения.  Давайте относиться к нему очень внимательно. Обращение-показатель культуры.  Итак, мы целый урок говорили об обращении. Мы попробуем построить связный рассказ, используя следующий план.

  1. Особая звательная интонация.
  2. Обращение не является членом предложения.
  3. Личные местоимения не могут быть обращением.
  4. Благодаря обращению, наша речь становится грамотной, выразительной, эмоциональной.

Учитель. Запишите домашнее задание – написать письмо другу или подруге на школьную тему (5 предложений)

Учитель. Ребята, понравилось ли вам сегодняшнее занятие. Если да, то я хочу увидеть улыбки на ваших лицах.

Спасибо за работу.

Категория: Мои статьи | Добавил: osipunchik (23.08.2016)
Просмотров: 388 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz