Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 14.05.2024, 19:08

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Архиповой Ксении Сергеевны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Технологическая карта урока "В мире фразеологизмов" 5 класс

Архипова К.С.

учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ № 37

г. Мурманск

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5-ом классе на тему «В мире фразеологизмов»

Тип урока:

комбинированный

Авторы УМК:

Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова

Цель урока:

формирование целостного представления о понятии «фразеологизм».

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- стремление к речевому самосовершенствованию;  достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

- владение всеми видами речевой деятельности: аудирование, говорение,  чтение:

 - адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

 - владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым) текстов;

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета (домашнее задание); свободно пользоваться словарями различных типов; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;

- способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения, говорения, аудирования;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:  способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их; умение создавать устные и письменные тексты с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

Предметные:

- представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;

- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Оборудование и материалы:

интерактивная доска, колонки, ПК, словари орфографические и фразеологические, рабочие листы ( приложение 1)

Образовательные ресурсы:

www.onlinedics.ru

 

 

 

№ п/п

Этапы урока

Содержание урока

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Организационный момент       ( 1 мин.)

Приветствует учащихся, устанавливает форму работы на уроке, выбирает руководителей, ставит перед ними задачу.

Приветствуют учителя, рассаживаются по местам, готовятся к началу работы, руководители поднимают руки, слушают задачу, которую ставит перед ними учитель.

Личностные: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах.

Метапредметные: умение ставить перед собой задачу.

2.

Формулирование темы и цели урока (4 мин.)

Готовит учащихся к просмотру видеофрагмента, ставит задачу определить, о какой единице пойдёт речь на уроке. После просмотра фрагмента просит назвать языковую единицу, с которой нужно будет поработать, и сформулировать тему

Задаёт вопрос о том, чему должны научиться учащиеся на этом уроке.

 

Просматривают фрагмент, называют языковую единицу, формулируют тему урока, дописывают тему в рабочие листы.

 

 

Определяют цели урока  с помощью наводящих вопросов учителя.

Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; умение определять понятие, строить умозаключение; владение устной речью.

Предметные: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).

3.

Актуализация знаний, полученных в начальной школе ( 6 мин.)

Объясняет, что необходимо определить значение слова «фразеологизм»

Направляет к заданию №1, ставит задачу, ограничивая время выполнения задания.

Через несколько минут проверяет выводы.

Просит сделать общий вывод по заданиям после обсуждения и определить, чему научились.

Группы обращаются к заданию №1. Учащиеся должны внимательно прочитать задание, выполнить его, записать вывод в рабочий лист. Ребята в группах обсуждают выполнение задания.

Через несколько минут проговаривают выводы.

Обсуждают в группах, делают общий вывод, определяют, чему научились, выполняя задание №1.

Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, ответственного отношения к своим поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметные: умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач; умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности; умения создавать обобщения, делать выводы; умение организовывать совместную деятельность со сверстниками, работать в группе; владение устной и письменной речью.

Предметные: совершенствование видов речевой деятельности (чтение, говорение, письма); расширение и систематизация научных знаний о языке; формирование навыков проведения лексического анализа слова.

4.

Работа с текстами (чтение и аудирование) + физминутка.

(17 мин.)

Направляет к заданию №2. Проверяет его, задаёт вопрос о том, какой источник необходимо использовать, чтобы определить значение фразеологизма.  Просит сделать вывод по заданию.

Физминутка.

 

 

 

 

Просит прослушать аудиозапись (2 раза), записать в черновик услышанные фразеологизмы. После прослушивания просит проверить орфографию, обсудить с членами группы, все ли фразеологизмы записаны, просит записать эти фразеологизмы маркерами на большой лист. Просит проверить получившиеся работы.

 

 

 

 

 

 

 

Просит сделать вывод о том, чему научились на данном этапе работы.

Обращаются к заданию №2, внимательно читают его, находят фразеологизмы, определяют их значение по разным источникам (электронный фразеологический словарь, фразеологический словарь – книга, спрашивают у взрослого, Интернет). Проверяют задание. Делают вывод по заданию.

Физминутка.

Прослушивают аудиозапись и записывают фразеологизмы. Проверяю орфографию (учащиеся могут использовать для проверки орфографический и фразеологический словари), обсуждают с членами команды, все ли фразеологизмы записаны. После проверки группе нужно записать фразеологизмы маркерами на большой лист. Один из членов каждой группы выходит, закрепляет лист на доске. Остальные члены группы сверяют со слайдом фразеологизмы, приходят к совместному решению, какая группа справилась лучше.

Делают вывод о том, чему научились на данном этапе работы.

 

Личностные:  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, ответственного отношения к своим поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми.

Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач; умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности; умение создавать обобщения, делать выводы; умение организовывать совместную деятельность со сверстниками, работать в группе; владение устной и письменной речью; смысловое чтение; развитие компетентности в области ИКТ; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета (классное + домашнее задание); свободно пользоваться словарями различных типов; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации.

Предметные: совершенствование видов речевой деятельности (аудирование, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуации формального и неформального межличностного общения; расширение и систематизация научных знаний о языке; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; овладение основными стилистическими ресурсами фразеологии языка, основными нормами литературного языка.

 

 

5.

Определение особого значения фразеологизмов в русском языке (6 мин.)

Предлагает поработать с фразеологизмами из английского языка: перевести их, найти эквивалент в русском языке.

 

Задаёт вопрос о сложности нахождения некоторых эквивалентов.

Объясняет учащимся об особой роли фразеологизмов в русском языке, задаёт вопрос о том, какой делают нашу речь фразеологизмы, просит обсудить формулировку вывода и записать его в рабочий лист.

Просит обсудить и сделать вывод по этапу работы.

Переводят фразеологизм из английского языка, пытаются найти аналог в русском языке.

 

 

 

 

Ученики предлагают свои варианты ответа. Приходят к выводу о том, что у каждого народа свой менталитет, отличный от других.

Отвечают на вопрос, обсуждают в группе вывод, записывают его в рабочий лист.

 

 

 

Обсуждают в группе и делают вывод по этапу работы.

Личностные: воспитание российской гражданской идентичности; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому языку; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение создавать обобщения, устанавливать аналогии.

Предметные: понимание определяющей роли языка; формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

6.

Творческая работа (9 мин.)

Предлагает доказать, что использование фразеологизмов делает речь образной, богатой, выразительной, и составить диалоги по инструкции, затем разыграть их.

Просит обсудить и  сделать вывод о том, чему научились на данном этапе.

Работают с инструкцией  (каждая группа со своей), составляют диалоги, разыгрывают их.

 

 

 

Обсуждают в группах и формулируют вывод.

Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение правил поведения; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; владение основами самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать в группе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей; владение устной речью.

Предметные: совершенствование видов речевой деятельности (говорения и письма); использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; овладение основными стилистическими ресурсами фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию.

7.

Формулирование вывода по уроку. Домашнее задание (2 мин.)

Просит сформулировать общий вывод по уроку (чему научились).

Объясняет домашнее задание.

Делают вывод по уроку.

 

 

Просматривают домашнее задание по рабочему листу.

Метапредметные: умение создавать обобщения, строить монологическую речь.

8.

Рефлексия.

Предлагает выбрать лепесток и прикрепить к сердцевине цветка (синий – новые знания не получил, отрицательные эмоции, красный – новых знаний не достаточно, жёлтый – получили новые знания, положительные эмоции ).

 

 

 

 

Выбирают лепесток и прикрепляют его к сердцевине цветка.

Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

Категория: Мои статьи | Добавил: osipunchik (23.08.2016)
Просмотров: 655 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz