Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 15.05.2024, 01:54

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Архиповой Ксении Сергеевны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

"В мире фразеологизмов"
  1. Определение темы урока. Целеполагание.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня мы будем работать в группах. Правила работы в группе вы знаете. Руководители групп, поднимите руки! Выша задача – назначать отвечающих. Перед вами рабочие листы, в них вы будете работать. Сегодня необычный урок. Мы погрузимся в удивительный мир. Мы знакомы с миром кино, миром искусства, миром растительным, миром животных. А о том, в какой мир мы сегодня попадём и с какими сочетаниями поработаем, вы узнаете, просмотрев видеофрагмент.

Просмотр фрагмента. Видеофрагмент содержит фразеологизмы с картинками.

Учитель. С какими сочетаниями мы будем работать? (фразеологизмы). Сформулируйте тему урока. (В мире фразеологизмов). Запишите тему в рабочий лист.

Учитель. Сегодня мы погрузимся в чудесный, прекрасный мир, где распускаются необычные, волшебные цветы. Одному из них мы поможем распуститься на нашем уроке. Этот цветок будет символизировать знания, которые вы получите к концу урока. Говорить мы будем о фразеологизмах, а чему же мы должны сегодня научиться?

 

НАУЧИТЬСЯ

 

использовать

в речи (синий)

 

определять, что такое фразеологизм (красный)

 

находить фразеологизмы в текстах, объяснять их значения (жёлтый)

 

определять, какую функцию выполняют фразеологизмы в современном русском языке (зелёный)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                       

 

Учитель.  Наш волшебный цветочек  ещё не может распуститься.  Пока мы не побывали в мире фразеологизмов и ничему не научились, нам цветочку не помочь.

Так давайте же скорее окунёмся в этот мир  и исследуем фразеологизмы.

 

  1. Актуализация знаний, полученных в начальной школе.

Учитель. Переходим к заданию №1. Вспомним, что такое фразеологизм. Ваша задача - прочитать задание, выполнить, обсудив  его в группе и записать вывод. У вас есть 3 минуты. Начинаем работать……Завершили работу.

Учитель. Молодцы! Так что же такое фразеологизм? Обсудите общий вывод в группе. У вас есть 30 секунд. Завершили работу. Проверяем.

Общий вывод. Фразеологизм - это устойчивое выражение, имеющее переносное значение. Фразеологизмы исконно-русского происхождения, могут иметь синонимы и антонимы.

Учитель. Молодцы, ребята! Чему научились? Распускается первый лепесток.

Учитель. А мы переходим к следующему этапу.

  1. Чтение и аудирование. Определение стилевой принадлежности фразеологизмов.

Учитель. Фразеологизмы прячутся в различных текстах. Прочитайте задание № 2, обсудив в группе, выполните его. Вывод не записывайте.

Учитель. Итак, завершили работу. Проверяем.

Учитель. К каким источникам вы обращались, чтобы определить значение слова? (фразеологический словарь, электронный словарь, узнали у взрослых, Интернет).

Из каких источников фразеологизмы? (художественные тексты, статьи, разговора).

Обсудите в группе вывод по заданию. Проверяем.

Физминутка.

Молодцы, ребята! Давайте немного разомнёмся. Называю фразеологизм, который содержит название какой-нибудь части тела. Ваша задача догадаться, о какой части тела идёт речь и попробовать показать фразеологизм в прямом его значении.

Вешать лапшу (на уши)

Воды (в рот) набрать

Задирать (нос)

Гладить по (головке)

(Голова) закружилась

Надуть (губы)

По (пальцам) можно пересчитать

Водить (за нос)

Взять себя (в руки)

Клевать (носом)

Смотреть сквозь (пальцы)

Учитель. Мы находили фразеологизмы в печатных текстах, а теперь поработаем с аудиозаписью. Прослушайте запись и запишите в черновики фразеологизмы, которые вы услышали.

Группа должна обсудить, все ли фразеологизмы записаны, проверить орфографию и записать на большие листы…. Завершили работу. Проверяем каждую группу.

Учитель. Молодцы! Мы долго шли к тому, чтобы научиться….Чему?

 Учитель. Итак, на нашем цветочке распускается ещё один лепесток (находить в тексте).

  1. Межпредметные связи. Особое значение фразеологизмов в русском языке.

Учитель. Переходим к следующему этапу. В русском языке много фразеологизмов, мы используем их, иногда не замечая. А как вы думаете, в других языках есть фразеологизмы?

Ученик. Да.

Учитель. Конечно. Так как вы изучаете английский язык, мы поработаем с фразеологизмами из английского языка. На экране представлены фразеологизмы. Ваша задача – прочитать фразеологизм, перевести и найти аналогичный по значению в русском языке.

Учитель. Почему вы не смогли подобрать аналогичный фразеологизм в русском языке к некоторым выражениям английского языка?

Ученики предполагают варианты ответа.

Учитель. У каждого народа свой менталитет. Поэтому при дословном переводе фразеологизм не понятен.

Наш язык особенный. В нём есть эквиваленты любому фразеологизму других языков, к которому можно ещё и синонимы подобрать. Фразеологизмы играют особую роль в современном русском языке, делают нашу речь…    Какой?

Ученик. Образной, красочной, выразительной, эмоциональной.

Учитель. Запишем вывод в рабочий лист.

Вывод (в рабочие листы): фразеологизмы есть в разных (других) языках. В современном русском языке фразеологизмы играют  важную роль. Они делают нашу речь образной, красочной, выразительной, эмоциональной.

Учитель. На данном этапе урока, чему мы научились? (определять, какую функцию...)

Учитель. Нам нужно доказать, что речь становится образной, красочной, выразительной, эмоциональной, когда мы используем фразеологизмы. Обращаемся к заданию №3. Вам нужно составить диалог на тему «Школьные ситуации» и разыграть их. У каждой группы есть своя инструкция по составлению диалога. У вас есть….. Начинаем работу…..завершаем работу.

Учитель. Молодцы! Чему мы научились на последнем этапе работы? И вот на нашем цветочке распускается последний лепесток.

Учитель. В нашем чудесном, волшебном, необыкновенном  мире фразеологизмов вырос красивый цветок, который символизирует ваши знания о фразеологизме. Ребята, чему вы сегодня научились?

Учитель. Чтобы закрепить полученные знания, дома вам нужно будет найти текст с фразеологизмом, объяснить его значение, нарисовать картинку, отражающую его значение (домашнее задание записано в рабочие листы) .

Домашнее задание. Найти текст с фразеологизмом, объяснить его значение, нарисовать картинку, отражающую его значение.

Рефлексия.

Ребята, я надеюсь, что сегодняшний урок вам понравился. Мы вырастили замечательный цветок, и я дарю его вам. А теперь я хочу, чтобы вы мне тоже подарили цветик – семицветик, который будет символизировать эмоции, с которыми вы уйдёте с нашего урока. На столах лежат лепестки. Если вы выбираете синий, то вы не получили знаний, урок был неинтересный, эмоции отрицательные, тёмно-розовый – знаний не достаточно, эмоции в начале и в конце одинаковые, жёлтые – знания получили, урок понравился, эмоции положительные. Выходя из кабинета, прикрепите к сердцевине лепесточки.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: osipunchik (23.08.2016)
Просмотров: 574 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz